Главная

История

Состав

Альбомы

Фото

РусРок

Цикло

«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и его другом Анатолием «Джорджем» Гуницким в июле 1972 г. По распространённой версии название группы предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивбар «Аквариум». Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии. По некоторым данным в 1972 г. группа дала маленький концерт за городом. По другим сведениям, первое выступление состоялось в ресторанчике «Трюм», а гонорар составил 50 рублей.
Первый состав: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Александр Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). Короткое время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский. В январе 1973 г. появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан), первый профессиональный музыкант в составе «Аквариума». В том же году в качестве клавишника и флейтиста присоединился Андрей «Дюша» Романов. В том же году появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко.
К 1973 г. относятся первые магнитоальбомы. В январе-феврале Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение Святого Аквариума». Альбом был создан при помощи домашней звукозаписывающей техники, и качество звука, естественно, оставляло желать лучшего. «Искушение святого Аквариума» долгое время считалось утерянным, но в 1997 г. запись была обнаружена и выпущена в 2001 г. на CD в составе сборника «Доисторический Аквариум».
Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом «Притчи графа Диффузора» был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым. Точное время записи не помнит никто из участников группы, но, вероятнее всего, это была весна 1974 г. В этом году Джордж покинул группу, но продолжил общение с её участниками.
К 1975 г. относится появление в «Аквариуме» виолончелиста Всеволода (Севы) Гаккеля.
С 1976 г. «Аквариум» начинает вести регулярную концертную деятельность. Первый концерт состоялся 25.02.1976 г., а 10.03 группа на свои деньги едет на Таллинский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу. Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем.
В том же году появился альбом «С той стороны зеркального стекла», записанный вдвоем с Гаккелем, а в 1978 г. - совместный с Майком Науменко «Все братья - сёстры»:
В 1979 г. состоялось знакомство «Аквариума» с Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В том же году начал помогать группе на концертах Александр Ляпин, окончательно вошедший в состав годом позже).
Осенью 1980 г. вышел бутлег «Музыка общественных туалетов». Существует также упоминание о бутлеге «Музыка для мёртвых и живых». Но широкое распространение он в своё время так и не получил. В августе 2002 г. студия «Триарий» издала этот альбом, ошибочно датировав его 1974 г.
В прямом смысле слова громко группа заявила о себе на тбилисском рок-фестивале 1980 г. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.
В январе 1981 г. вышел «Синий альбом», ставший первой самостоятельной студийной работой «Аквариума». Альбом стал первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР. Следом за летом того же года появился «Треугольник». Тексты песен на альбоме, в основном, относятся к абсурдизму (некоторые из них были написаны Джорджем). Незадолго до появления «Треугольника» был основан Ленинградский рок-клуб, в который сразу же был принят «Аквариум» (07.03.1981 г.).
Альбом «Электричество. История Аквариума - Том 2» вышел раньше альбома «Акустика (История Аквариума - Том 1)». По словам Гребенщикова, заминка с выпуском альбома «Акустика» произошла из-за того, что обложка для него была ещё не готова. Соответственно, судя по названиям альбомов, альбом «Акустика» был задуман как третий альбом, а «Электричество» как четвёртый. Альбом «Акустика. История Аквариума - Том 1» стал сборником песен, которые группа исполняла на домашних концертах.
C 1982 г. группа ведёт бурную концертную деятельность. 6 января был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве, запись которого в 1996 г. была выпущена как «живой» альбом «Арокс и Штёр».
Чуть позже вышел альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, и по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В 1984 г. из записей, сделанных для «Табу», но не вошедших в него, Тропилло без ведома участников группы составил и издал сборник «M.C.I.».
В 1983 г. «Аквариум» много выступает с концертами, в основном в Ленинграде и Москве. 15.05.1983 года группа участвует в первом ленинградском рок-фестивале, прошедшем под названием «1-й городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“». «Аквариум» также принимал участие в нескольких последующих ежегодных рок-фестивалях.
Весной и летом записывается новый альбом «Радио Африка». Серьёзную поддержку в создании альбома оказал Сергей Курёхин: он даже является автором «Тибетского танго»). В альбом вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия. В роли басиста на записи альбома впервые выступил Александр Титов, который позже был приглашён в группу. Кроме того, в числе приглашенных музыкантов оказался и 21-летний Игорь Бутман.
 В конце 1983 г. группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей Москвы, Ленинграда и Таллина. Первая десятка в категории «Ансамбли» выглядела следующим образом: 1. «Динамик». 2. «Машина времени». 3. «Аквариум». 4. «Автограф». 5. «Диалог». 6. «Руя». 7. «Рок-отель». 8. «Магнетик бэнд». 9. «Круиз». 10. «Земляне». В феврале 1984 г. группа уже занимала второе место.
Первым из двух альбомов «Аквариума» 1984 г. была «Ихтиология» - сборник акустических концертных записей 1983-1984 гг. Вторым стал «День Серебра», выпущенный в начале октября, первый альбом, записанный на профессиональном оборудовании. В его создании, помимо постоянных членов группы, поучаствовал скрипач Александр Куссуль.
Логическим продолжением «Дня Серебра» стал альбом «Дети Декабря» 1986 г. Альбом был записан с участием двенадцати человек, не считая продюсера Андрея Тропилло.
Десятый альбом «Аквариума» «Десять стрел» (1986 г.) стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме - «Город», ставшая одной из самых известных композиций в исполнении «Аквариума» . Альбом был посвящён памяти Александра Куссуля, погибшего незадолго до выхода «Десяти стрел».
В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Впрочем, «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Вскоре после появления «Red Wave» выходит первая официальная пластинка группы «Белый Альбом», изданная фирмой «Мелодия» в 1987 г. и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня Серебра» и «Детей Декабря».
Группа начинает приобретать всё большую известность. В марте 1984 г. группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг». 24.10.1986 г. появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17.01.1987 г. это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан Гребенщиков.
В 1987 г. на «Мосфильме» был снят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении.
В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума».
03.06.1988 г. группа сыграла свой первый концерт за границей в Монреале, после которого Гребенщиков записал две песни для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 г. он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы. Идёт работа над альбомом «Феодализм», но группе не удаётся его дозаписать и выпустить в свет. Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. «Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 г. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на лицевой стороне обложки указано только имя Гребенщикова.
В том же году возникает «Русско-Абиссинский оркестр». Под этим названием участники «Аквариума» записывают саундтрек к фильму Сергея Дебижева «Золотой сон», а также часть музыки к картине Сергея Соловьёва «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Позже это название появится и в титрах фильма Дебижева «Два капитана 2».
В это же время не прекращаются попытки других участников «Аквариума» организовать собственные группы. «Трилистник» Дюши Романова был основан ещё в 1987 г., Титов в 1990 г. объявил о создании проекта «Восток-1», позже возникли «Три Сашка» с участием Ляпина и Титова, в декабре появился ансамбль «Турецкий чай», который возглавили Ляпин, Гаккель и всё тот же Титов. В начале 1991 г. Ляпин записал сольный альбом «Ностальгия по холодному пиву».
Осенью 1990 г. музыканты «Аквариума» начинают записывать песни для фильма С. Соловьёва «Дом под звёздным небом» и одновременно для очередного альбома. Несмотря на то, что фильм состоялся, песни из него так и не появятся в виде самостоятельного издания вплоть до 2000 г. Десять лет спустя студия «Триарий» впервые выпустит саундтрек «Дом под звёздным небом» под названием «Сделано на Мосфильме» с подзаголовком, поясняющим, что песни были записаны во время съёмок фильма.
В 1990 г. Гребенщиков приступает к записи второго сольного альбома на английском языке «Radio London» («Радио Лондон»). Задуманный альбом будет впервые выпущен лишь через шесть лет компанией «SoLyd Records» в стадии демозаписи.
14 марта 1991 года «Аквариум» выступил на десятилетии Ленинградского Рок-Клуба. Это выступление группы было объявлено последним.
 «БГ-Бэнд» был впервые собран Гребенщиковым 04.04.1991 г. и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума». В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия», а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума». За время своего существования (1991-1992 гг.) группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 г. под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке».
В январе-феврале 1992 г. Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки.
При переиздании «Русского альбома» на компакт-диске в 1995 г. к 11 основным композициям были добавлены ещё пять песен периода «БГ-Бэнда» (концертные и студийные записи 1991-1992 гг.). В настоящее время альбом официально относят к творчеству «Аквариума», однако на обложке название группы не указано, поэтому «Русский альбом» формально можно причислить к сольным альбомам Гребенщикова.
Несмотря на то, что в это время «Аквариум» под оригинальным названием уже не существует, выходят его сборники: два новых «тома» истории группы «Архив. История Аквариума - Том 3» (1991 г.) и чуть позже  «Библиотека Вавилона. История Аквариума — Том 4».
Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 г. В него вошли только два члена старого «Аквариума» (Гребенщиков и Титов) и один музыкант «БГ-Бэнда» (Сакмаров). Ещё трое появились вообще впервые: Алексей «Лорд» Рацен, Алексей Зубарев и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.
На обложке записанных в 1993 г. «Любимых песен Рамзеса IV» было указано название «Аквариум», таким образом, этот альбом стал номинально первым альбомом возрождённого «Аквариума».
Альбом «Пески Петербурга», выпущенный в 1994 г., был составлен из песен 1980-х годов, ранее не выходивших на студийных альбомах. Единственной новой песней стал «Юрьев день», дописанный из давно существовавших первых двух строчек.
Развитие русской традиции в сочетании с вальсовыми мотивами получило успешное продолжение в альбоме «Кострома mon amour» (1994 г.). Песня «Пой, пой, лира» написана на одно из ранних стихотворений Джорджа. Тогда же выходят два сольных альбома Гребенщикова - «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994».
В 1995 г. в составе группы впервые за четыре года произошли изменения: ушёл Рацен, но появился скрипач Андрей Суротдинов. В новом составе был записан в Лондоне альбом «Навигатор». Он вышел 01.09.1995 г. и по стилистике мало чем отличался от «Kostroma mon amour».
Отчётный концертный альбом за 1995 г. «Центр циклона» вышел в начале 1996 г. Студийный «Снежный лев», появившийся в 1996 г., стал последним в своеобразной трилогии «Кострома Mon Amour»-«Навигатор»-«Снежный Лев». Стилистически он был близок в «Костроме» и «Навигатору» и стал последним, записанным в Англии.
В 1997 г. под названием «Русско-Абиссинский оркестр» «Аквариум» выпускает инструментальный сборник «Bardo», который записывался в течение семи лет (начиная с саундтрека к фильму «Золотой сон», датированного 1989 г.). Затем увидела свет эпически-мифологическая «Гиперборея», в которую вошли ранее не издававшиеся песни 1970-х и 1980-х годов. Звучание группы становится жёстче, добавляется больше «электричества» в ущерб акустике, расширяется спектр инструментов: в записи использованы клавесин, контрабас, хомуз.
На 25-летие группы состоялись два юбилейных концерта в Санкт-Петербурге и в Москве, на которые были приглашены старые участники группы Дюша Романов, Всеволод Гаккель, Пётр Трощенков, Евгений Губерман и др. Запись концерта в ДС Юбилейный была выпущена в 2001 г. под названием «Последний концерт». На следующий день Б.Гребенщиков объявил о роспуске второго состава «Аквариума».
В 1997 г. Гребенщиков вместе с «The Band» (группа, часто аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском). Диск был записан без участия других постоянных членов «Аквариума» (не считая Гребенщикова), однако обычно причисляется к дискографии всей группы. Поскольку играть концерты с The Band было невозможно, для исполнения новых песен Гребенщиков воссоединился с Александром Ляпиным; сначала они выступали как акустический дуэт, но вскоре к составу присоединился перкуссионист О. Шавкунов, басист В. Кудрявцев, а место клавишника занял скрипач А. Суротдинов. Концертный тур этого состава продолжался до июля 1998 г., после чего настало время очередных перемен.
1998 г. стал началом периода «Нового электрического пса». «Электрический пёс» - ранняя песня «Аквариума», вошедшая в «Синий альбом», в 1998 г. так была названа и концертная программа, с которой «Аквариум» выступил с большим туром по городам России и ближнего зарубежья. Гребенщиков произвёл новый «набор» музыкантов в группу: Александр Пономарёв (гитара), Дмитрий Веселов (перкуссия) и Борис Рубекин (клавишные). Кроме этого, на ручных ударных подыгрывал (и пел вставную партию в песне «С Утра Шёл Снег») рабочий группы Н. Кошкин. Пономарёв, Веселов и Кошкин покинули группу вместе с концом тура «Новый электрический Пёс»; Рубекин является членом «Аквариума» до сих пор. Кроме них, за год до этого в группу пришёл Олег «Шар» Шавкунов.
Запись одного из выступлений этого состава была выпущена в 2009 г. как концертный альбом «Зомбияйц». В том же году «Аквариум» выпускает альбом-антологию «Кунсткамера», который состоит из записей, сделанных с конца 1980-х до середины 1990-х годов. Сольная дискография Гребенщикова пополняется сразу тремя альбомами: «Прибежище» (альбом мантр, записанный совместно с Gabrielle Roth & «The Mirrors»), «Борис Гребенщиков и Deadушки» (техноверсии старых песен «Аквариума») и «Молитва и пост» (концертный альбом, который изначально был создан как Internet-only альбом). Кроме того, в 2009 г. выпущен диск «Оракул Божественной Бутылки», представляющий собой запись выступления группы в одноименном клубе в день рождения самого БГ 29.11.1998 г., где программа, исполняемая на альбоме «Молитва и пост» в сольном варианте под гитару, впервые опробуется в исполнении группы.
В мае 1999 г. появился сольник Гребенщикова «Борис Гребенщиков поёт песни Булата Окуджавы». Как и в случае с «Песнями Александра Вертинского», Гребенщиков сам аккомпанировал себе на акустической гитаре, но запись всё равно прошла не без участия других членов «Аквариума».
Первым студийным альбомом «Аквариума» третьего созыва стал диск «Ψ» («Пси»), двадцатый альбом группы за всю её историю. По утверждению Гребенщикова, «в альбоме нет никакой концепции», он просто стал отражением состояния группы в тот момент.
25.05.2000 г. был выпущен альбом «Пятиугольный грех». Этот альбом вышел под псевдонимом «Террариум», так как на альбоме, кроме Гребенщикова и членов «Аквариума», присутствуют приглашённые рок-музыканты, которые исполняют свои песни на стихи Джорджа. Это был первый альбом, на котором играл новый ударник группы Альберт Потапкин.
01.11.2000 г. одновременно в России и Германии выходит альбом-сборник «Территория», состоящий в основном из старых песен, две из которых были специально перезаписаны для этого альбома.
В январе 2002 г. в Америке и Европе, а в начале мая в России, выходит 13-й сольный альбом Гребенщикова «Переправа» («Bardo»); в его записи опять принимают участие Gabrielle Roth & «The Mirrors». Альбом представляет собой переработку инструментальных композиций из одноимённого альбома «Bardo» «Русско-Абиссинского Оркестра» (то есть «Аквариума» под псевдонимом) 1997 г.
В 2002 году группу покинул Олег Сакмаров.
Первый за три года полностью новый альбом «Сестра Хаос» появился в 2002 г. Диск оказался не похож ни на что из того, что раньше делал «Аквариум». Как и «Ψ», альбом получился очень эмоциональным и разносторонним, в записи песни «Северный цвет» поучаствовал Дживан Гаспарян.
В том же году группа получила премию «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки. Начался выпуск на CD «Антологии», за два года все альбомы переизданы на компакт-дисках с бонусными треками.
Очередной «номерной» альбом «Песни рыбака» (2003 г.) был частично записан в Индии; в записи его принимало участие большое количество индийских музыкантов, игравших на традиционных инструментах. Чуть позже, к пятидесятилетию Гребенщикова, ограниченным тиражом в 300 экземпляров вышел двойной альбом-сборник «50 БГ», который продаётся только на концертах группы.
В 2003 г. к «Аквариуму» присоединилось три музыканта-духовика — Фёдор Кувайцев (кларнет), участвовавший ещё в 1980-х в нескольких записях и выступлениях Александр Беренсон (труба) и Игорь Тимофеев (саксофон и флейта), и около года группа играла в составе девяти человек. В самом начале 2005 г. группу покинул барабанщик Альберт Потапкин, а летом того же года Беренсон и Кувайцев.
В 2004 г. был также ограниченным тиражом выпущен 14-й сольный альбом Гребенщикова «Без слов». На альбоме 16 инструментальных композиций, представляющих собой японско-китайские мотивы.
Логическим продолжением деятельности группы в 2005 г. стал альбом «ZOOM ZOOM ZOOM». Песни, составившие этот альбом, были написаны Гребенщиковым в испанском курортном городке Паламос. В 2005 году появился сборник «Reggae» и в 2006 г.  «Песни о любви», которые не представляют собой сборники от самого «Аквариума», а являются сборниками от студии «Союз», изданными с разрешения группы.
В том же году у «Аквариума» появился новый басист - им стал Андрей Светлов.
Очередной альбом «Беспечный русский бродяга» вышел 05.04.2006 г. В альбом вошли две песни, исполнявшиеся на концертах ещё с конца 1990-х («Афанасий Никитин буги» и «Скорбец»), несколько композиций, близких по стилю к «Аквариуму» 1980-х и к предыдущим альбомам «Песни рыбака» и «ZOOM ZOOM ZOOM».
В 2007 г. состоялся релиз записанного восемнадцатью годами ранее альбома «Феодализм». Этот же год был отмечен такими значительными в истории группы событиями, как концерт в Альберт-Холле, одном из центральных концертных залов Лондона, и выступлением Гребенщикова в ООН.
В 2008 г. на ещё одном концерте в Альберт-Холле был представлен проект «Аквариум International». Начиная с этого концерта, место бас-гитариста «Аквариума» вновь занял Александр Титов, игравший в группе в 1983-1989 и 1992-1996 годах. 3 декабря вышел очередной альбом «Лошадь белая», в котором снова принял участие Дживан Гаспарян и множество других приглашённых музыкантов, участников «Аквариум International».
15.10.2009 г. поступил в продажу новый альбом группы под названием «Пушкинская, 10», на котором представлены ранее написанные, но не вошедшие в предыдущие альбомы песни. Сезон 2009-2010 гг. группа выступает в России и ближнем Зарубежье с концертным туром «День Радости», в большинстве концертов которого в составе «Аквариума» выступает ирландский флейтист Brian Finnegan. Запись одного из этих концертов, прошедшего 14.12.2009 г. в Екатеринбурге, легла в основу одноимённого концертного альбома.
С лета 2010 г. «Аквариум» работает над записью очередного студийного альбома. В 2011 г. выпущены 2 сингла от Аквариума «На ход ноги» и «Славное море священный Байкал». Работа под названием «Архангельск» вышла 23.09.2011 г. и стала 29-м альбомом «Аквариума».
К 2012 г. группа выпустила специальный «Новогодний сингл» («Дед Мороз Блюз» и «Бригадир»).
2 февраля 2012 г. начался юбилейный концертный тур, посвященный «4000-летию группы».
7 августа группа «Аквариум» опубликовала на сайте Kroogi.com альбом «Воздухоплавание в компании сфинксов». Цель этого альбома: «собрать заблудившиеся песни под одной крышей и вернуть забытую музыку людям», так как «за годы звукозаписи в закромах „Аквариума“ накопилось некоторое количество песен, оказавшихся на периферии канона, а то и вовсе недоступных простому слушателю». В октябре альбом был выпущен на компакт-дисках.
Кроме того, активно выпускаются архивные концертные записи группы в серии «Аквариум live». На август 2012 г. выпущены: «Зомбияйц» (программа «Нового электрического пса» 1998-1999 г.), «Оракул Божественной бутылки» (концерт в день рождения Б.Гребенщикова 27.11.1998 г.), «Записки о флоре и фауне» (Концерт в общежитии Ленинградского электромеханического техникума, июнь 1982 г.), «Сроки и цены» (сборник из трех концертных выступлений февраля-марта 1983 г.), «Сергей Курехин в Аквариуме» (выступление на 3-м рок-фестивале 1985 г. и концерт в Жуковском 1983 г., получивший название «Электрошок-2») и др.
25 декабря вышел второй сборник редких записей «Тайная история пчеловодства». В отличии от вышедшего до этого «Воздухоплавание в компании сфинксов», здесь представлены концертные записи песен.

Яндекс.Метрика
© 2011 Энциклопедия "Цикло". "РусРОК". ciklo@ciklo.ru. Карта сайта